Топ 5 ошибок реабилитолога

В реабилитологии, как и в любой медицинской специальности, неправильно выбранная тактика и ведение  может стоить жизни пациента. Оценивая истории реабилитации пациентов, мы часто сталкиваемся с ошибками, допущенными нашими коллегами. Мы хотим предостеречь вас от наиболее распространенных неправильных действий, исправить которые порой бывает очень трудно.  Все что мы расскажем ниже – исключительно наше мнение, основанное на нашем опыте работы и знаниях.

5 самых частых ошибок реабилитолога

 

НЕДОСТАТОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Очень часто молодые специалисты не вникают в ситуацию достаточно глубоко, а сразу  приступают к реабилитационным мероприятиям.  Таким образом, они не видят полной картины и не понимают до конца что происходит с пациентом. Иногда, для того, чтобы разобраться и спланировать свои действия, им банально не хватает времени. Кому-то не хватает желания заниматься скучной работой, а кому-то знаний.  

В таких случаях план лечения может выглядеть примерно так:
•    улучшить функции руки;
•    поработать с суставами; 
•    уделить внимание осанке;

В результате не происходит полноценного обдумывания происходящих  действий. Вслед за таким планированием специалист проводит некий стандартный комплекс упражнений. Либо действует по ситуации, интуитивно, а зачастую вовсе поддается на уговоры пациента поработать с тем, что, как ему кажется, нуждается в «разработке» больше всего.  Результат такого воздействия непредсказуем. 

Недостаточно четко составленный план реабилитации  (или отсутствие плана) приводит к тому, что действия, которые вы совершаете, не подчинены единой системе. В результате вы не получаете синергичного воздействия программы реабилитации в целом. Вследствие этого не приходите к результату в ожидаемые сроки или не получаете его вовсе. 

Для того, чтобы правильно планировать процесс реабилитации необходимо понимать цель и задачи лечения, иметь критерии оценки эффективности воздействия, понимать необходимые сроки.

Именно поэтому планирование реабилитационного процесса является одним из навыков, которые мы развиваем у слушателей наших курсов. Понимание критериев целей, разумное формирование последовательности задач позволяет оптимально использовать ресурсы реабилитационной бригады и пациента, а следовательно достигать результатов в кратчайшие сроки.

НЕСИСТЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ТАКОВОЙ 

Чтоб составить план реабилитации необходимо сначала определиться с тем, на какие функциональные дефекты будет оказываться воздействие в первую очередь. Для этого нужна диагностика. Очень часто специалисты пренебрегают исчерпывающим функциональным осмотром. Клинико-функциональная картина заболевания получается неполной. Неочевидные дефекты функций ускользают от внимания и игнорируются при планировании реабилитационного процесса.

Далее происходит следующее: в процессе реабилитации формируется функция, фундамента для которой нет. В результате сформированный навык оказывается нестойким и быстро деградирует. Например, если человек не умеет самостоятельно вставать на ноги, то он никогда не научится ходить хорошо, так как не сможет использовать навык ходьбы самостоятельно.  

Чтобы избежать этой ошибки мы обучаем наших слушателей функциональному осмотру и диагностике функций. Таким образом, мы формируем понимание иерархии навыков и создаем основу для планирования и принятия решений.  

«СИНДРОМ ФРИЛАНСЕРА»

Если вы считаете, что командная работа – это лишь выманивание  денег на дополнительных специалистов – мы искренне сочувствуем вам и вашим пациентам. Эта ошибка свойственна специалистам, которые работают с пациентами в одиночку. Обусловлена она тем, что специалист стремится самостоятельно решать все проблемы пациента для того, чтобы не снижать свой уровень дохода. К сожалению, один человек не может разбираться во всех тонкостях медицины, а реабилитация – это междисциплинарная специальность. Мы искренне желаем предостеречь вас от роковой ошибки пропустить  патологию или осложнение, неточно определить показания или противопоказания к тем или иным манипуляциям.  Мы должны помнить, что эффект достигается только комплексным воздействием, учитывающим медицинские, психологические и социальные аспекты заболевания - вспомните определение понятия реабилитация. Недаром Министерство Здравоохранения Российской Федерации утвердило положение о МУЛЬТДИСЦИПЛИНАРНОЙ

РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КОМАНДЕ (Приложение N 2 к Порядку организации медицинской реабилитации взрослых, утвержденному приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 788н). 

Работа в команде - один из ключевых навыков специалиста по реабилитации. В рамках наших программ обучения мы всегда уделяем большое внимание пониманию междисциплинарного взаимодействия и распределению ответственности внутри реабилитационной бригады.

НЕДОСТАТОЧНЫЙ КОНТАКТ С ПАЦИЕНТОМ 

Или «синдром тренера».  Приведём простой пример. Представьте, что вы тренер по дзюдо.  На вашу тренировку приходят люди, которые хотят заниматься дзюдо. Вы с ними не только отрабатываете броски и захваты, но и бегаете, прыгаете, отжимаетесь, делаете подводящие (то есть подготовительные) упражнения и т.д.  За счет этого вы постепенно формируете у занимающегося необходимый спортивно-прикладной навык – умение бороться в технике дзюдо. Вам не нужно объяснять занимающемуся, чем он занимается и для чего это нужно. В большинстве случаев у людей не возникает вопросов, они понимают, что занимаются именно дзюдо.  

Очень часто нам приходится наблюдать как инструктор подходит к пациенту и, ни слова не говоря, начинает выполнять определенные действия с пациентом. Подразумевается, что все участники процесса в курсе того, что происходит.  На самом деле ни пациент, ни родственники  совершенно не разбираются в процессах реабилитации - не понимают, чем вы занимаетесь, что тренируете и для чего это нужно.  Они не видят конечной цели занятий, не понимают тактических задач на текущем этапе реабилитации, последовательности восстановления навыков. У них возникает вопрос – «А точно ли мне это нужно? Стоит ли инвестировать временные и материальные ресурсы на это?».  В итоге, несмотря на успехи в восстановлении уже на начальных этапах, возникает разочарование в реабилитации и демотивация. 

Что делать?  Больше общаться и объяснять что и зачем сейчас вы тренируете. Что это дает и для чего всё это нужно. И почему нельзя сразу делать то, что, как кажется пациенту, «ускорит» процесс восстановления.  Необходимо рассказать зачем вы делаете подводящие упражнения, почему нужно воздействовать на скрытые дефекты. 

Навыки общения с пациентом также являются базовыми навыками специалиста по реабилитации.

Формированию этих навыков мы посвятили отдельный образовательный модуль.

ВВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТА И ЕГО РОДСТВЕННИКОВ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ 

Давайте сразу проясним, что большинство специалистов вводят в заблуждение пациента несознательно, из благих побуждений. 

Когда вы смотрите на больного человека, открывается огромное желание помочь и дать надежду!

Надежду на то, что он обязательно поправится, что все будет как раньше: все функции восстановятся, и он вернется к прежней жизни, к делам и работе. Но, к сожалению, это не всегда возможно. 

Что же происходит, если вы дадите ложные надежды на выздоровление? Да, это дает  огромную мотивацию! Пациент  начинает «пахать» и тратить огромные силы в надежде на полное восстановление.  Он ставит высокие цели и пытается восстановить то, что ему недоступно. На начальном этапе это очень хорошо влияет на процесс восстановления.  Но в определенный момент пациент понимает, что желаемого результата не наступает.  Больной истощается, приходит разочарование и начинается депрессия. Человек не хочет принимать свой недуг, не хочет формировать компенсаторные навыки, необходимые для самообслуживания и самостоятельной жизни. 

В некоторых случаях пациент «уходит с головой» в реабилитационный процесс и живет только им. Он ждет, что все восстановится до высокого уровня, что вот тогда-то он и начнет жить. Возникает «синдром отложенной жизни». В конце – разочарование.

Осознание собственного недуга, собственного дефекта и перспектив - важнейший этап в лечении. Как бы ни была тяжела правда, пациент и родственники должны ее знать. Понимание своей болезни избавит от ложных ожиданий,  позволит пациенту и его близким правильно планировать свои ресурсы, правильно ставить задачи перед реабилитацией. 

Здесь же хочется сказать о том, что в последнее время участились количества судебных исков к реабилитационным центрам, которые обещают вернуть человека к прежней жизни, поставить на ноги тех, кто никогда не сможет этого сделать. 

Никогда не давайте ложных надежд! Объясняйте и обрисовывайте максимально честную картину. Не позволяйте пациенту уйти за рамки реальности! Ставьте реальные и достижимые цели.

Надеемся, что Вы и Ваши коллеги никогда не совершаете перечисленных выше ошибок. Если у Вас есть своё видение данного вопроса, либо вы сталкивались с ошибками реабилитации - напишите нам на baltreatech@mail.ru  Нам интересно Ваше мнение! 

Вы реабилитолог и хотите узнать больше информации об организации восстановительного процесса? Записывайтесь на наши курсы на выгодных условиях раннего бронирования. Подробная информация здесь

Автор статьи: Полякова Л. А.

Соавтор: Поляков Д.В.

Благодарю Вас за то, что Вы ознакомились с информацией, размещённой на данной странице.

Любой из наших специалистов готов ответить на Ваши вопросы.

Пожалуйста, оставьте Вашу заявку и контактную информацию.

Мы Вам перезвоним в самое ближайшее время!


Ведущий специалист, реабилитолог
Поляков Денис Владимирович.

Заказать звонок специалиста