Эрготерапия для детей

Как создать развивающую среду для ребёнка с двигательными нарушениями?

Как показывает практика, создание такой среды имеет не меньшее значение для развития ребёнка с особенностями, чем курсы реабилитации, и помогает предотвратить появление большого количества осложнений и нарушений в будущем. Вопросами создания развивающей среды занимается наука эрготерапия, а специалисты в этой области – эрготерапевты работают в следующих направлениях: 

  • Обучение родителей правильному позиционированию ребёнка 
  • Обучение родителей правильному перемещению ребёнка
  • Обучение родителей правильному кормлению ребёнка
  • Адаптацией домашней (окружающей) ребёнка среды
  • Подбором и адаптацией транспортных средств и дополнительных приспособлений
  • Обучением навыкам самообслуживания

В каждом возрастном периоде, будь то период новорожденности, период первого года жизни, младший дошкольный возраст, есть свои задачи и особенности организации окружающего ребёнка пространства, которые меняются по мере его взросления.

Для новорожденного ребёнка основной эрготерапевтической задачей является организация правильной позы для сна, поскольку большую часть времени он спит. Так, в положении на спине необходимо обеспечить подъём верхней части туловища, опору в подколенной области. Правильная поза на спине помогает ребёнку чувствовать себя в безопасности, ощущать границы своего тела, уменьшить тонус мышц разгибателей при его наличии. В положении на боку у ребёнка обязательно должна быть опора за спиной и валики под головой и между ног, что поможет избежать патологий тазобедренных суставов. Грамотное использование позы на боку помогает предотвратить развитие уплощения и деформации грудной клетки, уменьшения объёма лёгких и связанные с этим нарушения работы и заболевания органов грудной полости. 

При перемещении новорожденного важное значениеэрготерапевты придают:

  • Удобно организованному пространству (мебель и другие предметы не должны мешать свободному перемещению ребёнка из кроватки)
  • Ритуалам при перемещении (обязательно сообщать даже совсем маленькому ребёнку о том, что сейчас с ним будут делать). Это снизит тревожность и эмоциональное напряжение, что в свою очередь будет способствовать уменьшению напряжения мышечного.
  • Внимание к сигналам ребёнка имеет огромное значение для его интеллектуального развития.

Кроме позы для сна эрготерапевт научит правильному позиционированию во время кормления ребёнка, не оставляя без внимания и позу матери, поскольку дискомфорт и напряжение матери напрямую влияют на состояние её ребёнка. Такая ошибка как постоянное кормление грудного ребёнка на одной руке приводит к формированию у него раннего сколиоза. На более поздних этапах развития эрготерапевтпоможет подобрать и адаптировать стульчик или кресло, посуду и различные приспособления для кормления и питья, объяснит, что процесс кормления не должен сопровождаться просмотром мультиков или прослушиванием музыки, поскольку это приведёт к тому, что ребёнок не научится выделять процесс кормления, как отдельную деятельность, и не научится активно в нём участвовать. 

Кроме пространства для сна и кормления, в любом возрасте огромное значение имеет оптимально организованное пространство для игры. Ведь игра – это процесс, в котором происходит основное психоэмоциональное и интеллектуальное развитие ребёнка. 

На втором году жизни и позже, помимо уже рассмотренных задач, встаёт вопрос о вертикализации  ребёнка и способах его самостоятельного перемещения. На этом этапе эрготерапевт подберёт и адаптирует подходящий вашему ребёнку вертикализатор, научит ребёнка активно участвовать в перемещении и переодевании, подберёт дополнительные приспособления для ходьбы (ходунки, трости и.т.д.). В более старшем возрасте эрготерапевт обучает навыкам самообслуживания, обращает внимание на интересы ребёнка, повышая степень его участия в жизни.
Игнорируя эрготерапевтические задачи, рассмотренные выше, родители и специалисты не только препятствуют двигательному развитию ребёнка, но и способствуют появлению таких вторичных нарушений, как:

  • сколиоз, 
  • повышенный мышечный тонус, 
  • патологические позы, 
  • задержка психоэмоционального и интеллектуального развития,
  • вторичная депривация на фоне отсутствия активного участия в жизни,
  • заболевания внутренних органов и суставов.

Всего этого можно избежать, если с первых дней жизни ребёнка вокруг него создавать эргономически дружественную среду. 
 

НАПИШИТЕ НАМ

Благодарю Вас за то, что Вы ознакомились с информацией, размещённой на данной странице.

Любой из наших специалистов готов ответить на Ваши вопросы.

Пожалуйста, оставьте Вашу заявку и контактную информацию.

Мы Вам перезвоним в самое ближайшее время!


Ведущий специалист, реабилитолог
Поляков Денис Владимирович.

Заказать звонок специалиста